• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейская музыка от античности до наших дней. Исторические этюды


Общеуниверситетский факультатив 


Автор курса – Марина Лебедь, кандидат искусствоведения. 
Продолжительность – 56 часов аудиторной работы  (3 кредита) 

В 2017-2018 учебном году курс читается в 3-4 модулях. 


Программа        
  
Студентам

Как попасть на занятия

 

Учебный курс «Европейская музыка от античности до наших дней. Исторические этюды» дает представление об основных исторических этапах развития музыкального искусства. 

Заявленный в названии период охватывает два с половиной тысячелетия, и было бы сложно за несколько часов проанализировать все разнообразные музыкальные явления этого времени. Но курс на это и не претендует. Ведь даже обилие музыкального материала не помешает нам увидеть общие законы развития и бытования музыки, её неизменное взаимодействие с актуальным искусством, общественной жизнью, зависимость от геополитической ситуации и технических открытий. Об этом мы и будем разговаривать на лекциях – неизменно под музыку.

В эпоху, когда каждый может попробовать себя в качестве писателя или кинооператора, нарисовать картину или принять участие в перформансе, одной из немногих «заповедных» областей творчества остается музыка. Простейшие навыки исполнительства имеют многие благодарю начальному музыкальному образованию; однако и эти навыки не всегда гарантируют глубокое восприятие музыки, со всеми смысловыми нюансами, окружающими звуковую материю. А между тем, музыка академических жанров столь богата этими смыслами, что её можно изучать бесконечно, в любом возрасте и практически с любым уровнем подготовки.

Как устроена звуковая ткань в сочинениях XV и XIX веков? Какие звуковые сочетание казались приемлемыми в средневековье, как расширялись границы допустимого от века к веку? Как античность нашла отражение в эпоху барокко при рождении итальянской оперы; какие полифонические приёмы оказались вновь актуальны в XX веке; что значила симфоническая драматургия для венских классиков и советских композиторов-авангардистов Шнитке, Губайдулиной, Денисова? История музыки не существует без больших и малых композиторских имен, за которыми – интереснейшие человеческие судьбы и противоречивое время: Гийом де Машо и Монтеверди, Фрескобальди и Шютц, Мендельсон, Шуман, невероятный Антон Брукнер – много ли мы знаем о них?!

Целью курса является воспитание эрудированного специалиста, ориентирующегося в обширном и разнообразном музыкальном наследии европейской культуры. Для успешного освоения курса студентам рекомендуется дополнять еженедельные аудиторные занятия самостоятельным посещением концертов камерной и симфонической музыки, музыкальных и драматических театров, площадок современного искусства. 




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!