Обеспеченность СПО инфраструктурой и кадрами недостаточна для внедрения практико-ориентированного подхода к обучению
Качество имеющихся ресурсов пока не позволяет дать материально-техническому потенциалу профессиональных образовательных организаций (ПОО) высокую оценку. Уровень квалификации преподавателей считают высоким две трети руководителей колледжей, удовлетворительным — около трети. Наблюдается тенденция к отставанию повышения квалификации педагогов от обновления материально-технической базы (МТБ), даже с учетом невысоких темпов последнего. Эти тенденции выявили авторы 25-го выпуска «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ, посвященного потенциалу практико-ориентированного обучения в оценках руководителей профессиональных образовательных организаций.
Помимо этого авторы отмечают, что преподаватели и мастера производственного обучения лидерских ПОО и организаций «лидерского резерва» в целом лучше подготовлены к реализации практико-ориентированного подхода. Большинство руководителей техникумов и колледжей заинтересованы в преподавателях с опытом работы на производстве и готовы конкурировать за них с профильными предприятиями.
Эксперты ВШЭ опираются на данные всероссийского репрезентативного социологического опроса, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования 2020 г., участниками которого стали руководители ПОО, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и/или программы подготовки специалистов среднего звена.
В ходе исследования аналитики выделили четыре группы организаций:
- ПОО-лидеры (35% от их общего числа);
- ПОО «лидерского резерва» (23%);
- ПОО «догоняющего развития» (29%);
- отстающие ПОО (13%).
В аналитическом докладе приводится подробная характеристика их ресурсной обеспеченности. По оценкам руководителей, колледжи обеспечены учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием в среднем на 65% от желаемого уровня, тренажерами и симуляторами — только на 42%. Качество ресурсов в 50 − 60% случаев оценивалось ими как удовлетворительное. Приоритетным направлением обновления МТБ 60% руководителей организаций СПО считают приобретение нового учебно-производственного оборудования. При этом организации первого и второго кластеров выгодно отличаются от остальной массы ПОО.
В среднем руководители колледжей оценивают обеспеченность своих организаций квалифицированными преподавателями на 80% от необходимого уровня. Уровень квалификации преподавателей считают высоким две трети (63 − 65%) руководителей, удовлетворительным − около трети (31−37%). Ниже всех квалификацию преподавательского состава оценивают руководители ПОО «догоняющего развития». В отстающих ПОО указанные дефициты ощущаются менее остро, что во многом объясняется отсутствием ориентации на современные технологии.
За последние три года сотрудники чаще всего (в 94 – 97% более успешных и около 80% остальных ПОО) проходили обучение по стандартам WorldSkills и приобретали навыки проведения демонстрационного экзамена (ДЭ). Среди приоритетных направлений повышения квалификации оказалось также обучение методике преподавания и оценивания студентов.
Преподаватели с сертификатом эксперта WorldSkills представлены практически во всех лидирующих ПОО, участвовавших в мероприятиях профессионального развития, и только в половине отстающих. Сотрудники ПОО-лидеров и ПОО «лидерского резерва» существенно чаще становились экспертами с правом оценки ДЭ. Таким образом, передовые организации оказались инновационными не только по уровню обеспеченности ресурсами и их качеству, но и по реализуемым образовательным практикам.
В стажировках на предприятиях чаще всего участвуют сотрудники ПОО-лидеров (80%). В конкуренции за квалифицированные кадры выигрывают более ресурсные организации, сталкивающиеся с меньшими финансовыми и прочими ограничениями. Однако трудности в этом плане испытывают большинство организаций независимо от их характеристик.
Большинство участников опроса — руководителей ПОО — заинтересованы в преподавателях с опытом работы на производстве, готовы конкурировать за них с профильными предприятиями.
Среди педагогов и мастеров, проходивших повышение квалификации, многие стажировались на производстве. Это указывает на то, что приобретение и совершенствование именно практических навыков для них один из приоритетов профессионального развития.
Сетевая форма обучения, прописанная в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (она позволяет использовать ресурсы двух и более образовательных организаций), в целом достаточно распространена, но степень вовлеченности в нее сильно варьирует. Среди организаций-лидеров этот инструмент используют или планируют использовать 78%, среди отстающих — 67%.
Что касается дуального обучения (обучение реализуется одновременно в колледже и на предприятии-партнере), то более успешные ПОО участвуют в нем наиболее активно, причем организации из группы «лидерского резерва» опережают остальных не только по разнообразию форм участия, но и по активности сотрудничества студентов с наставниками от компаний.
Особенно близко к реализации этой модели подошли те ПОО-лидеры, которые чаще сотрудничают с компаниями-работодателями и начинают использовать корпоративные стандарты для аттестации студентов. ПОО «догоняющего развития» заинтересованы во внедрении практико-ориентированного подхода, но пока не достигли в этом направлении значимых успехов. Отстающие организации в меньшей мере нацелены на решение этой задачи.
Их исходный статус (материально-техническая и кадровая обеспеченность, местоположение, доступный контингент) и слишком серьезное отставание от организаций других кластеров определяет смещение фокуса деятельности в сторону социальной функции — поддержания определенного уровня посещаемости занятий и успеваемости студентов, обеспечения социализации, формирования этических и правовых норм поведения.
Существующая дифференциация образовательных организаций требует особого внимания при стратегическом планировании реформы системы среднего профессионального образования. Улучшению ситуации в этом направлении будет способствовать выравнивание уровня финансирования и ресурсной обеспеченности ПОО, упрощение процедур, связанных с организацией сотрудничества между колледжами (техникумами, вузами) и бизнесом. «При этом важно учитывать, что концентрация только на увеличении денежных вливаний не даст должного эффекта, принципиальному изменению положения образовательных организаций будет способствовать лишь системный подход к реализации указанных мер», — заключают эксперты.