Приобретение новых знаний по федеральному проекту «Содействие занятости» напрямую влияет на рост достатка россиян
Обучение по федеральному проекту «Содействие занятости» положительно влияет на финансовую успешность слушателей. Сравнение бюджетов тех, кто прошел и не прошел курс занятий, показало, что участие в программах по развитию надпрофессиональных и управленческих компетенций приводит к увеличению зарплаты как минимум на 7–9 тысяч рублей. Значительный прирост премии за знания наблюдается также у граждан, владеющих навыками, позволяющими открыть собственное дело, особенно с применением современных ИКТ-технологий (например, «Видеоблогинг», «Фотография», «Разработка сайтов»). Эти и другие тенденции выявили авторы «Мониторинга экономики образования», посвященного обучению участников ФП «Содействие занятости».
Федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография» относится к числу важнейших инициатив в сфере непрерывного образования россиян. Программа бесплатного переобучения и дополнительного профессионального образования реализуется с 2021 по 2024 год.
Цель проекта — массовое вовлечение социально уязвимых категорий граждан в профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для приобретения новых знаний или развития компетенций, повышающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.
Авторы выпуска отмечают, что в 2021 году обучение по программам содействия занятости прошли свыше 190 тысяч слушателей. В 2022 году в проект вовлечены уже 345 тысяч россиян.
Выборку исследования составили почти 30 тысяч респондентов, включая ищущих работу (87%), а также в возрасте 50 лет и старше (11%).
Из них 17,7 тысячи человек успешно освоили программы. Контрольная группа, с которой проводилось сравнение, включила 11,9 тысячи граждан, подавших заявку, но не прошедших обучение из-за сезонного выполнения квоты приема на программу. Для анализа были отобраны лица с примерно одинаковым уровнем средней зарплаты (в первом квартале 2022 года — от 42 до 52 тысяч рублей).
«Любопытно, что лица, не прошедшие обучение, но подавшие заявку на прохождение образовательной программы, также демонстрировали прирост заработной платы, хотя и заметно меньший, — говорит Илья Коршунов, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ. — Вероятно, это связано с серьезной заряженностью на результат тех, кто считает обучение одним из возможных способов развития своей карьеры и готов действовать для этого на опережение».
Максимальный прирост зарплаты наблюдается у лиц, осваивающих надпрофессиональные навыки и работающих на себя
В процессе исследования обнаружена прямая связь между повышением квалификации, сменой профессии и расширением экономических возможностей работника. При этом отмечается, что освоение программ для развития надпрофессиональных (то есть востребованных сразу во многих профессиях) и управленческих компетенций увеличивает зарплату больше, чем приобретение набора узкоспециальных навыков. К примеру, такие направления, как «Бережливое производство», «Управление проектами», «Управление персоналом», приводят к ее увеличению на 7–9 тысяч рублей в течение 3 месяцев после завершения курсов.
Автоматизация постепенно отбирает компетенции, связанные с рутиной, а иногда и полностью заменяет узкопрофильных специалистов. Именно поэтому прохождение программ «Сантехника и отопление», «Кассир торгового зала», «Оператор швейного оборудования» и пр. увеличивает доход лишь на 2–3 тысячи рублей.
Серьезный прирост зарплаты наблюдается в случае овладения профессией, позволяющей стать предпринимателем и работать на себя. В частности, речь идет о направлениях «Фотография», «Коммерческий писатель: грамотная речь», «Парикмахерское искусство». Шансы на рост благосостояния особенно высоки, если вновь полученные навыки применяются в области IT («Видеоблогинг», «Разработка сайтов», «Интернет вещей» и т.п.).
Значимое увеличение «размера премии» достигается и в случае продолжения карьеры в сферах информации и связи, здравоохранения, наукоемких производств (примерно на 10–12 тысяч рублей).
«Одной из возможных высокоэффективных стратегий обучения взрослых, — говорит Илья Коршунов, — может стать сочетание в содержании образовательных программ модулей для развития одновременно профессиональных и надпрофессиональных компетенций».
Коршунов Илья Алексеевич
Лаборатория непрерывного образования взрослых: Заведующий лабораторией