
Делаем науку в России: настроения в регионах-лидерах
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках третьей волны проекта «Делаем науку в России» изучил оценки руководителей университетов и научных организаций в регионах — лидерах научно-технологического развития (НТР) в отношении ключевых факторов, определяющих деловой климат в науке.

Оценки уровня и перспектив торгово-экономических отношений России и Китая
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучил на основе данных Trademap динамику торговли между Россией и Китаем с детализацией на уровне отдельных групп товаров. Анализ индексов интенсивности, взаимозависимости, комплементарности торговли, а также сравнительных преимуществ и недостатков обеих стран позволил получить комплексное представление о специфике их двусторонних отношений.

«Образование в цифрах: 2025»
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет краткий статистический сборник ежегодной серии «Образование в цифрах: 2025». В издании представлены основные показатели, характеризующие динамику развития российской системы образования за последние несколько лет, а также приведены ключевые индикаторы развития этой сферы в разных странах мира.

В клуб компаний-единорогов попасть все тяжелее
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ продолжает изучать компании-единороги. В фокусе исследования – рост объемов инвестиций на фоне сокращения прироста новых миллиардных венчуров и удорожание единорогов, развивающих технологии искусственного интеллекта (ИИ).

Цветовое ценообразование: почему коллекционеры больше платят за синий цвет
Экономисты из Высшей школы экономики, СПбГУ и Университета Флориды выяснили, использование каких цветов в абстрактной живописи повышает стоимость картин. Анализ тысяч полотен, проданных на аукционах, показал, что покупатели больше ценят синий цвет и предпочитают яркие и насыщенные палитры, а традиционные цветовые схемы их не впечатляют. Статья опубликована в журнале Information Systems Frontiers.

Учeные НИУ ВШЭ: социальные сигналы интерфейса повышают доверие к новостным сайтам
Исследователи из Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ выяснили, как «сигналы социальных возможностей» в оформлении новостных сайтов, будь то комментарии читателей, счетчик репостов или указание имени автора статьи, помогают завоевать доверие читателей. Эксперименте с участием 137 добровольцев показал, что такие элементы интерфейса делают сайт более надежным и убедительным в глазах пользователей, при этом самый весомый сигнал — ссылки на страницы в социальных сетях. Результаты работы опубликованы в журнале Human-Computer Interaction.

Топ-10 трендов сервисной робототехники
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал тренды в области сервисной робототехники и с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA определил ключевые направления развития на ближайшее десятилетие.

Внутренние часы: как сердце и эмоции меняют ощущение времени
Восприятие времени зависит от частоты сердцебиения — к такому выводу пришли нейроученые из НИУ ВШЭ. В эксперименте добровольцы смотрели короткие видео с разной эмоциональной окраской и оценивали их продолжительность, пока ученые фиксировали сердечную активность с помощью ЭКГ. Оказалось, что чем медленнее билось сердце участника, тем короче ему казалось видео, особенно это проявлялось при просмотре неприятного контента. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

ВШЭ представила четыре сценария развития российского ИТ-рынка до 2028 года
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках реализованного при поддержке «Яндекса» форсайт-исследования выделил четыре сценария развития отечественного ИТ-рынка до 2028 года. Результаты изложены в аналитическом докладе «Информационные технологии в России: сценарии развития».

Инновационная активность малого бизнеса: опережающее развитие индустрии услуг
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует инновационную деятельность малых предприятий сферы услуг, сельского хозяйства и строительства.
