
Новые модели изучения заболеваний: от чашки Петри до органов-на-чипе
Биологи из НИУ ВШЭ совместно с исследователями из НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова используют новейшие микрофлюидные технологии для изучения преэклампсии — одного из самых опасных осложнений беременности, которое угрожает жизни и здоровью матери и ребенка. В статье, опубликованной в BioChip Journal, они рассмотрели современные клеточные модели, включая передовые технологии «плацента-на-чипе», позволяющие глубже понять механизмы заболевания и разработать эффективные лекарства.

ВШЭ и МТС будут вместе бороться с дипфейками и научат искусственный интеллект создавать новое видео под запросы пользователей
НИУ ВШЭ и компания МТС Web Services (MWS) объявили о запуске серии совместных исследовательских работ в области технологий искусственного интеллекта, направленных на развитие инновационных решений в сфере кибербезопасности, мультимодальной генерации контента и анализа больших данных. Основным исполнителем проекта является Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ при общей координации Центра искусственного интеллекта ВШЭ.

11 вузов России стали участниками проекта ВШЭ и «Яндекса» по применению ИИ при подготовке дипломных работ
Эксперты «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ научили студентов и научных руководителей использовать нейросеть YandexGPT в трудоемких задачах — для анализа источников, структурирования информации, визуализации данных и работы с текстом в процессе подготовки дипломов.

НИУ ВШЭ и Skillbox разработали первую модель оценки качества продуктов онлайн-образования в России
НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Skillbox разработали первую в России многокомпонентную модель оценки качества цифровых образовательных продуктов. Модель предназначена для создателей курсов в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) и уже доступна для использования.

Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».

Внутренние часы: как сердце и эмоции меняют ощущение времени
Восприятие времени зависит от частоты сердцебиения — к такому выводу пришли нейроученые из НИУ ВШЭ. В эксперименте добровольцы смотрели короткие видео с разной эмоциональной окраской и оценивали их продолжительность, пока ученые фиксировали сердечную активность с помощью ЭКГ. Оказалось, что чем медленнее билось сердце участника, тем короче ему казалось видео, особенно это проявлялось при просмотре неприятного контента. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

ВШЭ представила четыре сценария развития российского ИТ-рынка до 2028 года
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках реализованного при поддержке «Яндекса» форсайт-исследования выделил четыре сценария развития отечественного ИТ-рынка до 2028 года. Результаты изложены в аналитическом докладе «Информационные технологии в России: сценарии развития».

Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.

Ученые выяснили, какие личностные качества помогают школьникам добиваться успехов в учебе
Экономисты из Высшей школы экономики и Южного федерального университета установили, что такие личностные качества, как добросовестность и открытость новому опыту, помогают школьникам улучшать учебные результаты. Исследование проводилось в семи странах и стало первым масштабным международным анализом влияния черт характера на академическую успеваемость детей 10–15 лет. Статья опубликована в International Journal of Educational Research.

Инновационная активность малого бизнеса: опережающее развитие индустрии услуг
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует инновационную деятельность малых предприятий сферы услуг, сельского хозяйства и строительства.