%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%E2%80%94%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg)
Химики упростили синтез лекарств с амидной группой
Химики НИУ ВШЭ и ИНЭОС РАН разработали новый метод синтеза амидов — соединений, важных для производства лекарств. Они использовали рутениевый катализатор и угарный газ при точно подобранных параметрах реакции, что позволило получать целевой продукт без побочных отходов и сложных стадий очистки. Метод уже протестировали на синтезе ключевого компонента вориностата — препарата для терапии Т-клеточной лимфомы. Благодаря этому подходу стоимость препарата может снизиться в сотни раз. Исследование опубликовано в Journal of Catalysis. Исследование выполнено при поддержке РНФ.

League of Robot Runners: Вышка — абсолютный победитель международного соревнования
Команда студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ под руководством Антона Андрейчука, ученого из Института AIRI, заняла первое место во всех номинациях международного соревнования League of Robot Runners. Это состязание разработчиков посвящено развитию исследований в области многоагентного поиска пути (MAPF) и ИИ-систем распределения задач между роботами на крупных складах.

«В поиске талантов»: НИУ ВШЭ провел вступительные испытания в трех городах Китая
В начале марта представители НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург организовали серию вступительных испытаний для абитуриентов из Китая. Экзамены проводились в трех городах — Пекине, Нанкине и Чэнду — на базе Российского культурного центра в Пекине и ведущих китайских университетов.

«Индикаторы цифровой экономики: 2025»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет 16-й статистический сборник серии «Индикаторы цифровой экономики», выпускаемой в партнерстве с Минцифры России и Росстатом.

Ученые ВШЭ выяснили, какие фразы труднее всего даются младшим школьникам
Психолингвисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ сравнили восприятие разных грамматических конструкций у младших школьников и взрослых. Эксперимент показал, что стратегии понимания сложных синтаксических конструкций формируются годами, а переход к взрослым механизмам восприятия текста происходит в конце начальной школы.Исследование опубликовано в журнале «Rhema.Рема».

Идеи сотрудников как инновационный ресурс организации
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует инновационную активность сотрудников организаций и ее связь с практиками инновационного менеджмента.(Isiez

Российские ученые воссоздали динамику модели нейрона мозга с помощью нейросети
Исследователи из НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде показали, как с помощью нейросети воссоздавать динамику нейрона мозга, имея всего один ряд измерений, например запись его электрической активности. Разработанная нейросеть научилась восстанавливать полную динамику системы и предсказывать ее поведение при изменении условий. Такой метод может помочь изучать сложные биологические процессы, даже если нет возможности провести все необходимые измерения. Исследование опубликовано в журнале Chaos, Solitons & Fractals.

Ученые Питерской Вышки займутся разработкой отечественных микролазеров
Исследователи из Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники выиграли грант Российского научного фонда (РНФ) на создание энергоэффективных микролазеров. Ученые станут одними из первых отечественных разработчиков подобных технологий. Без них невозможны работа искусственного интеллекта и осуществление сложных вычислений в медицине, экологии и точных науках.

Российские физики нашли способ увеличить количество атомов в квантовом сенсоре
Физики из Института спектроскопии РАН и НИУ ВШЭ смогли удержать атомы рубидия-87 в ловушке более 4 секунд. Использование их метода удержания повысит точность квантовых сенсоров, в работе которых важны как количество, так и время удержания атомов. Такие квантовые системы используют для исследований темной материи, улучшения навигационных систем и поиска полезных ископаемых. Результаты исследования опубликованы в «Письмах в Журнал экспериментальной и теоретической физики».

«Индикаторы образования: 2025»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил очередной, 14-й по счету, статистический сборник ежегодной серии «Индикаторы образования», издаваемой совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом.